Подать объявление

Налоговая амнистия от Зеленского: кому, что и зачем нужно будет декларировать

Налоговая амнистия от Зеленского: кому, что и зачем нужно будет декларировать
Государство позволит физическим лицам в течение года «отбелить» активы и имущество, нажитое без уплаты налогов. Поощрять планируют меньшими ставками. Какую недвижимость можно легализовать — далее в обзоре.

Содержание

С первого сентября 2021 года украинцы смогут самостоятельно исправить допущенные в прошлом ошибки и нарушения налогового законодательства, добровольно задекларировав активы. После этого можно будет свободно распоряжаться имуществом, избежав ответственности. Портал Domik.ua решил разобраться в нюансах обещанной должностными лицами налоговой амнистии.

Необходимость легализации «черных» доходов, законодатели объясняют несколькими факторами. В первую очередь введением в Украине международного проекта по противодействию размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения (BEPS), а также системы автоматического обмена налоговой информацией с США (FATCA). Еще одна цель — детенизация экономики. По расчетам Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины в 2019 году уровень теневой экономики составил 29% от объема официального ВВП, в I квартале 2020 года — 31%. По данным Государственной налоговой службы Украины, потери государства от применения схем по уклонению (минимизации) уплаты налогов составляют около $7,7 млрд в год. В частности зарплата в «конвертах» — $4,3 млрд, деятельность конвертационных центров — $1,5 млрд, офшоры — $0,8 млрд, подакцизные товары — $1 млрд, убытки государственных предприятий — $0,1 млрд.

Что такое налоговая амнистия

Проект по добровольной легализации скрытых доходов состоит из «амнистийного пакета» — документов, которые в феврале текущего года подал на рассмотрение украинского парламента Президент Украины Владимир Зеленский. 3 июня 2021 года Верховная Рада Украины приняла законопроект № 5155, дополняющий документ по амнистии в части валютного регулирования. 15 июня принят за основу проект № 5154, которым предусматривается, что уплаченный при амнистии сбор относится к общему фонду госбюджета. В тот же день депутаты поддержали во втором чтении еще два проекта. Первый под номером 5156 об изменениях в Кодексе Украины об административных правонарушениях, Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Второй — основной документ — № 5153 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет».

Тем, кто ранее уклонялся от уплаты налогов, государство дает шанс с 1 сентября 2021 до 1 сентября 2022 года открыть свои истинные доходы, избежав наказания. Такая дата связана с началом работы Бюро экономической безопасности. За указанное имущество придется заплатить сбор.

«О чем амнистия? Амнистия — это не о ревизии ваших доходов, не о ревизии собственности, не о том, чтобы что-то у кого-то забрать. Амнистия — это возможность. Возможность для человека получить документ о том, что какая-то сумма денег или активов в иной форме являются абсолютно легальными для того, чтобы в будущем использовать эти средства для банковских операций, для расчетов, для приобретения тех или иных вещей без каких-либо ограничений», — отметил председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в видеообращении на своем канале на YouTube.

Кто подпадает под амнистию

Подавать «нулевую» декларацию могут физические лица-резиденты Украины, в том числе самозанятые, и нерезиденты, которые были резидентами на момент приобретения декларируемых активов.

От разового декларирования освобождаются следующие категории:

  • малолетние, несовершеннолетние, недееспособные люди и лица с ограниченной дееспособностью;
  • лица, в отношении которых применены специальные экономические и другие санкции;
  • персоны, которые с 1 января 2005 года подавали или должны подавать декларации в соответствии с антикоррупционными законами.

Лица, которые могли подать документы, но не сделали этого, считаются фактически заявившими об отсутствии у них активов, которые подлежат декларированию.

Что нужно декларировать

Декларировать можно активы, размещенные на территории Украины или за ее пределами, с которых не уплатили необходимые сборы в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021 года, а именно:

  • валютные ценности;
  • недвижимое имущество;
  • движимое имущество (транспорт, предметы искусства, антиквариат, драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия и др.);
  • доли (паи), другие корпоративные и имущественные права на объекты интеллектуальной собственности;
  • ценные бумаги;
  • права на получение дивидендов, процентов или иной имущественной выгоды;
  • другие активы физических лиц (банковские металлы, памятные банкноты и монеты, электронные деньги и все, что приносит или может приносить доход).

Обратите внимание, что для наличных денег прописывается порядок внесения на специально открытые банковские счета, после чего эти средства можно декларировать.

Некоторое имущество можно не декларировать, и оно будет считаться легальным, а именно:

  • активы, суммарная стоимость которых не превышает 400 тыс. грн;
  • квартира (квартиры) общей площадью до 120 кв. м;
  • жилой дом (дома) общей площадью до 240 кв. м;
  • объекты нежилой недвижимости общей площадью до 60 кв. м;
  • бесплатно приватизированные земельные наделы;
  • одно личное транспортное средство стоимостью до 400 тыс. грн (кроме яхт, вертолетов, самолетов, катеров).

Если ни по одному пункту нет превышения, то декларировать ничего не нужно.

Не может быть объектом декларирования следующее:

  • активы, полученные в результате правонарушения. Исключение — уклонение от уплаты налогов, пенсионного страхования и некоторых других экономического характера;
  • состояние лиц, в отношении которых начато досудебное расследование или судебное разбирательство, если преступление связано с нарушением требований налогового, таможенного, валютного законодательств;
  • активы, находящиеся на счетах финансовых учреждений или расположенные на территории государства-агрессора, имеют источник происхождения из такой страны.
 Объекты декларирования. Инфографика официального сайта партии «Слуг Народа»

Читайте также: Налог на недвижимость в Украине: сколько и кто должен платить

Сколько и как нужно уплатить

Разовая добровольная декларация подается исключительно декларантом в электронной форме центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику. Право задекларировать активы обезличенно через посредничество уполномоченного нотариуса убрали во время доработки законопроекта ко второму чтению. В документе нужно указать данные, идентифицирующие лицо и объекты декларирования, ставки и суммы сборов, а также приложить копии бумаг, подтверждающих стоимость активов. Указывать информацию об источниках получения объектов декларирования не стоит.

Сумма налога рассчитывается физическим лицом самостоятельно. Базисом для оценки стоимости могут быть затраты на приобретение активов, оценка, номинальная стоимость прав денежного требования, биржевая стоимость. Для движимого имущества возможна самостоятельная оценка, кроме ценных металлов, транспорта, камней, произведений искусства. Базой для начисления сбора касательно валютных ценностей является стоимость соответствующего объекта или номинальная стоимость денежного требования. Если цена определена в иностранной валюте, стоимость указывается в гривне по официальному курсу Национального банка Украины (НБУ) на дату представления декларации. Стоимость банковских металлов фиксируется, исходя из массы и их учетной цены, рассчитанной НБУ на дату подачи документов.

Если в обычных условиях налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 18%, то сейчас государство предлагает оплатить значительно меньшие суммы. Средства могут уплачиваться одним платежом в течение месяца после декларирования. Или сумма разбивается на три равных платежа, которые необходимо внести в течение 3-х лет, но по завышенной ставке. Первый платеж нужно внести в течение 30-ти дней с даты подачи декларации, второй — до 1 ноября 2023 года, третий — до 1 ноября 2024-го. Остаток налогового долга, после уплаты указанного в добровольной декларации сбора, подлежит списанию.
 

Активы  Ставка при условии разовой уплаты Ставка при условии рассрочки
ОВГЗ, которые приобрел декларант с 1 сентября 2021 по 31 августа 2022 года

2,5%

3%
Валютные ценности, права требования, недвижимость, движимое имущество, имущественные права, ценные бумаги и др.

5% 

6% 
Зарубежные активы

7% до 1 марта 2022 года;

9% в дальнейшем 

9,5% при условии первой оплаты до 1 марта 2022 года;

11,5% в дальнейшем 

Ответственность

В случае подачи декларации и уплаты сбора декларант освобождается от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства в объеме тех активов, которые он задекларировал. Также он освобождается от проверок источников их получения. При условии рассрочки оплаты эта норма начинает действовать после внесения первого платежа, однако в случае просрочки следующих платежей декларант будет вынужден уплатить налоги за декларируемыми активами на общих основаниях.

Чиновники обещают полную конфиденциальность данных, указанных в этой декларации, и уголовную ответственность за незаконное разглашение информации. Запрещается их использование в расследованиях, в качестве доказательств по уголовным производствах, гражданских и административных делах. В отношении деклараций применяется  особый порядок проверок. Они могут быть только в рамках «кабинета» проверяющего, и касаться арифметических и логических ошибок. Проверка осуществляется в течение 60-ти дней с момента подачи. В то же время проверяющий может обратиться в государственные органы, чтобы получить подтверждение регистрации активов.

«Участие в налоговой амнистии освобождает лицо только от ответственности за уклонение от налогообложения. От ответственности за отмывание средств, за коррупционные преступления, за что-либо другое человека не освобождает от участия в налоговой амнистии. Когда лицо кладет деньги в банк, существуют обычные процедуры финансового мониторинга, который этот закон также не отменяет», — отметил председатель парламентского финансового комитета Даниил Гетманцев.

Как легализовать квартиру или дом

На недвижимости остановимся более подробно. Амнистия позволяет физическим лицам среди прочего вывести из тени недвижимое имущество: земельные участки, жилую и нежилую недвижимость, расположенные в Украине и за ее пределами. В частности можно декларировать объекты незавершенного строительства, не принятые в эксплуатацию или право собственности на которые не зарегистрировано, но есть имущественные права. Сюда же относится не сданная недвижимость, расположенная на земельных участках, принадлежащих декларанту на праве частной собственности, долгосрочной аренды или суперфиция.

Не нужно однако декларировать некоторое недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, которое до завершения периода разового декларирования принадлежало физическому лицу на праве собственности, в том числе общей совместной или долевой. Считается что за эти объекты, полностью уплачены налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством. Информация об этой недвижимости должна быть в соответствующих государственных реестрах.

Перечень объектов, не требующих декларирования

1. Объекты жилой недвижимости:

  • квартира(ы) общей площадью до 120 кв. м, в том числе имущественные права на такую ​​квартиру(ы) в незавершенном многоквартирном жилом доме;
  • жилой дом(а) общей площадью до 240 кв. м, в том числе недостроенные при наличии права собственности на земельный участок соответствующего целевого назначения.

2. Объекты нежилой недвижимости: дома некоммерческого назначения общей площадью до 60 кв. м, в том числе недостроенные.

3. Земельные участки, совокупный размер которых по каждому отдельному участку не превышает нормы бесплатной передачи, определенной статьей 121 Земельного кодекса Украины, а именно:

  • для сельского хозяйства — 2 га;
  • для садоводства — 0,12 га;
  • приусадебный участок: в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,10 га;
  • для дачного строительства — 0,10 га;
  • под гараж — 0,01 га.

Напомним, что запрещено декларировать недвижимое имущество, расположенное на территории страны-агрессора, а также приобретенное незаконно.

Ставка налогообложения недвижимости

За объекты, размещенные на территории Украины такова:

  • 5% — в случае уплаты одной суммой;
  • 6% — в случае рассрочки на три года.

Для недвижимость в других странах ставка такова:

  • до 1 марта 2022 года: 7%, если внести всю сумму и 9,5%, если разбить платеж;
  • со 2 марта 2022 года 9% за разовый сбор и 11,5% при погашении суммы частями.

Если на человека оформлена недвижимость, общая площадь которой превышает указанные выше нормы, и нет подтверждения, что она была приобретена на средства, с которых уплачены все налоги, с первого сентября можно будет легализовать «лишнее» имущество по  «льготным» ставкам. Например, за квартиру общей площадью 300 кв. м, платить 5% нужно только со 180 кв. м. По данным портала Domik.ua, средняя стоимость квадратного метра жилья в Киеве по состоянию на июнь текущего года — $1 336. То есть, за 180 кв. м жилья придется заплатить около $12 тыс.

Есть и спорные моменты. Не указано в законопроектах об амнистии, что делать в случае, если лицо владеет разными типами жилья. Например, что касается ежегодного налога на недвижимое имущество, действующий Налоговый кодекс предусматривает, что освобождаются от уплаты сбора квартиры независимо от количества общей площадью до 60 кв. м, жилые дома — до 120 кв. м, в случае одновременного пребывания в собственности квартиры и дома — площадь до 180 кв. м. В новом законе таких разъяснений нет.

Также, когда квартира квадратурой 200 кв. м находится в общей собственности, не понятно, нужно ли в таком случае декларировать эту недвижимость. Для сравнения, касательно ежегодного «налога на роскошь», законодатели этот момент урегулировали. Так, если квартира в 100 кв. м находится в общей совместной собственности, но не разделена в натуре, нужно определить лицо, которое оплатит «лишние» 40 кв. м. Если у этой квартиры три собственника с равной долей имущества, каждый может воспользоваться льготой, предусмотренной для недвижимости до 60 кв. м и налог никто платить не будет.

Возникают вопросы и к определению размера налога. В законопроекте № 5153 прописано, что база начисления сбора определяется или на основании оценки, или как расходы декларанта на приобретение объекта. Для наглядности, по данным статистики портала Domik.ua, средняя стоимость пентхауса на вторичном рынке в столице в 2012 году была $1,5 млн. В 2013 году цена упала до $310 тыс. По состоянию на июнь 2021 года в среднем за такой объект в Киеве правят $290 тыс. Или другой вариант: несколько лет назад человек инвестировала в «котлован» $30 тыс., а после завершения строительства и ремонта жилье подорожало вдвое. Непонятно, с какой суммы необходимо рассчитывать сбор.

Читайте также: 1,6 млрд грн налога на недвижимость заплатили физические лица за 2020 год 

Подводные камни добровольного декларирования

В Верховной Раде уже зарегистрированы несколько проектов об отмене принятого документа № 5153. Автор одного из них — депутат от «Батьківщини» Валентин Наливайченко. В пояснительной записке речь идет о том, что нововведение приведет к нарушению требований статей 67 и 68 Конституции Украины, согласно которым каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Также амнистия противоречит принципу неотвратимости ответственности в случае нарушения налогового законодательства. Поскольку нормы нового закона распространяются не на всех налогоплательщиков, это не соответствует статье 13 Конституции, согласно которой все субъекты права собственности равны перед законом.

Народный депутат от «Батьківщини» Андрей Николаенко также требует отменить решение коллег. В пояснительной записке утверждает, что изменения направлены на взимание сборов со сбережений среднего класса и людей, зарабатывающих за границей, положения закона дискриминационные: «...первоначальная идея, которая ставилась как цель проекта и декларировалась во всех СМИ — вернуть в Украину средства, которые были выведены за границу. Речь шла о средствах, которые были выведены легальным бизнесом именно из-за недоверия к государству. И объем этих средств — более $100 млрд. Ретроспективно изменяя правовой режим средств, полученных физическими лицами от налоговых агентов, из законных на противозаконные, как это предусматривает законопроект, государство фактически пытается трансформировать «задним числом» правоотношения, которые имели место до вступления в силу норм касательно разового декларирования. Причем трансформация происходит в сторону ухудшения правового положения граждан, что, понятно, противоречит нормам статьи 58 Конституции Украины».

Эксперты указывают и на то, что амнистия не учитывает истечение сроков давности налоговых обязательств, определенных в статье 102 Налогового Кодекса. После 1095 дней налогоплательщик считается свободным от налогового обязательства, даже неуплаченного.

МВФ проанализирует закон о налоговой амнистии относительно рисков коррупции

Эксперты Международного валютного фонда исследуют, не приведут ли нововведения к отмыванию средств и коррупции, заявил после принятия документа постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман в интервью «Интерфакс-Украина». По его мнению, законом должны быть введены надежные процедуры тщательной проверки, которые не допустят злоупотреблений публичными деятелями, их родственниками и тесно связанными лицами. Напомним, ранее Йоста Люнгман говорил, что МВФ скептически относится к идее налоговых амнистий в целом, поскольку в долгосрочной перспективе они вредят взысканию налогов. Такие акции демотивируют граждан платить налоги, создавая надежду на еще одну амнистию в будущем.

Читайте также: Новые законы по валютной ипотеке: принципы реструктуризации, реакция рынка, последствия

Зарубежный и отечественный опыт

В мире налоговая амнистия является довольно распространенным инструментом. В разных странах этот процесс проходил по-своему и имел как положительный результат, так и не совсем. На это влияет совокупность факторов: правовое сознание и финансовая грамотность, уровень доверия к институтам власти, эффективность систем стимулов и наказаний и др.  В качестве модели законодательной инициативы Украина использовала опыт Индонезии и Аргентины, адаптировав его к украинским реалиям.

В Аргентине налоговая амнистия проходит периодически, включает различные механизмы: амнистия капиталов на условиях репатриации и вложения средств в специальные фонды и государственные предприятия, снижение налоговых ставок, налоговые каникулы для компаний-работодателей. Такие акции позволяют реформировать налоговую систему и бороться с экономическим кризисом. Так в 2017 году относительно задекларированного дохода штрафные санкции не вводились, действовали пониженные ставки налога в зависимости от его размера. На доход около $4,7 тыс. ставка применялась в размере 0%, до $10,7 тыс. — 5%, от $10,7 тыс. — 10-15%. Налогоплательщики освобождались от уплаты, если за задекларированные средства приобрели государственные облигации. Целью акции было вернуть в государство средства из офшоров. Тогда Аргентина легализовала $117 млрд, государственный бюджет получил $10 млрд налогов. В Индонезии прибегали к нескольким налоговым амнистиям, называя их «программами фискального поощрения». В 2016 году во время возвращения средств в государство можно было заплатить вдвое меньший налог по сравнению с тем, если задекларированные счета оставались бы в офшорах. Деньги можно было инвестировать в государственные облигации или инфраструктурные проекты. В результате граждане задекларировали $366 млрд (40% ВВП страны). Налоговые поступления составили $8 млрд.

В Ирландии в 1988 году было собрано в течение 10-месячной амнистии примерно $750 млн (2,5% ВВП). В Турции провели уже 5 налоговых амнистий. В сентябре 1998 года гражданам разрешили положить на счета турецких банков неограниченное количество средств, которые не облагались налогами, а их происхождения никого не интересовало. С «тени» вывели $20 млрд. Благодаря налоговой амнистии Decreto Legge итальянцам в 2001-2002 гг. в течение 60-ти дней удалось репатриировать 61 млрд евро, 1 млрд евро поступил в бюджет в виде налогов. Налоговая ставка «по амнистии» равнялась 2,5%.

Амнистия, проведенная в Грузии в 2005 году, считается одной из самых неудачных в мире. Там теневые доходы задекларировали всего 8 человек, и речь шла о $35 тыс. Ожидали по крайней мере $4 млн.

Был опыт проведения налоговой амнистии капиталов и в Украине. Напомним, в 2015 году вводился налоговый компромисс по налогу на прибыль предприятий и  добавленную стоимость. Государство прощало бизнесу не уплаченные до 1 апреля 2014 года сборы, если тот погасит 5% от налоговых обязательств, в которых он «признался». По данным Государственной фискальной службы, по результатам этого компромисса налоговики получили от плательщиков 8174 заявлений, в бюджет поступило около 794 млн грн.

Выводы

По данным Даниила Гетманцева, на руках у граждан в различных формах находится около $50 млрд средств, полученных в разное время с уклонением от налогообложения. Победой налоговой амнистии для Украины, считает чиновник, будет вывод из теневой экономики $20 млрд.  Закон № 5153 вступает в силу со следующего дня после его обнародования.

Формально физические лица имеют право не подавать декларацию, ведь она является добровольной. Но в законе есть пункт, согласно которому в течение девяти месяцев со дня вступления его в силу Кабинет Министров должен разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц. Чиновники уже предупреждают о возможных последствиях для тех, кто до 1 сентября 2022 года не сделает явку с повинной: штраф и уплата налога в размере 18%. И если доллары под матрасом еще можно скрыть, информация о недвижимости отмечается в соответствующих реестрах.

«Декларация — это добровольное явление. Но если не задекларировали, а у вас есть, и потом найдут, то будет очень больно. То есть, если у вас много квартир, домов, земли и автомобилей, то из них придется платить НДФЛ и военный сбор? Похоже так. Это самый спорный пункт для большинства людей. Кстати, рынок первичной недвижимости из-за этого пункта может получить серьезный удар», — написал на своей странице в социальной сети «Фейсбук» инвестиционный аналитик Эрик Найман

Напомним, что в 2020 году Верховная Рада приняла так называемый антиофшорный закон, который для крупного и среднего бизнеса вступает в силу в 2022 году. Нововведения направлены на то, чтобы большой бизнес не уклонялся от налогообложения, а государство знало о зарубежных активах. Украина является членом международных соглашений по автоматическому обмену налоговой информацией. Поэтому в следующем году украинские фискальные службы смогут узнать об активах всех налоговых резидентов более чем в 100 странах мира.

Обсудить законопроекты относительно добровольного декларирования можно на форуме Налоговая амнистия для физических лиц.


Информационно-аналитический отдел Domik.ua

© domik.ua, 2021




 

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Публичное обращение инвесторов и владельцев
Комплекса апартаментов в Пуще Водице

Публичное обращение инвесторов и владельцев Комплекса апартаментов в Пуще Водице

Рассрочка без удорожания в августе

Рассрочка без удорожания в августе

Дому 4-й очереди ЖК «Новая Англия» присвоен адрес

Дому 4-й очереди ЖК «Новая Англия» присвоен адрес

Поделитесь вашим мнением
0 комментариев